В Лабытнанги вернулась научная экспедиция, которая обследовала железнодорожную линию «Обская-Бованенково». Учёные проводили мониторинг уникальной популяции кречетов.
Исследователи обнаружили 3 жилых гнезда, а всего на разных мостах встречена 21 взрослая птица. На всех жилых гнёздах установили фотокамеры. Кроме того, благодаря помощи НП «Российский центр освоения Арктики» каждое из гнёзд снабдили автоматической видеокамерой. Это поможет максимально детализировать получаемую информацию. Ещё на трёх мостах зарегистрированы неудачные попытки гнездования – в каждом из гнёзд обнаружили по одному не насиженному яйцу кречетов. Очевидно, это произошло в связи с закономерным снижением численности основного корма – белой куропатки. Последние несколько лет её популяция находилась на пике своей численности на всем полуострове Ямал, а зимой 2018-2019 гг. начала своё снижение.
Экспедиция организована ООО «Газпромтранс» при поддержке губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и департамента внешних связей округа.
В состав научной группы вошли сотрудники Арктического научно-исследовательского стационара ИЭРиЖ УрО РАН Александр Соколов и Иван Фуфачев. Исследование поддержали грантом РФФИ-Арктика «Трансформация наземных экосистем полуострова Ямал под влиянием природных условий и антропогенных воздействий». Со стороны ООО «Газпромтранс» выездом руководил ведущий инженер отдела пути Валерий Рудковский.
Кречет – самый крупный в мире вид соколов. Он включён в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Ямала. В последней этот вид включён в первую категорию как находящийся под угрозой исчезновения. Уникальность кречетов в том, что это одна из немногих птиц, которые не улетают из Арктики на зиму. Откладывать яйца они начинают в апреле, когда на Севере ещё стоят морозы. Кроме того, как и все другие виды соколов, кречеты не строят гнезда сами, а занимают постройки других видов птиц (во́рона, мохноногого канюка, беркута, орлана-белохвоста и некоторых других). Кречеты – типичные орнитофаги, т.е. основу их питания составляют другие виды птиц. Кроме того, они способны добывать леммингов и полёвки, а также зайцев. Кречет с давних времен – одна из самых знаменитых и дорогих птиц, используемых в соколиной охоте.
«Науке известно всего несколько случаев, когда кречеты гнездовались на объектах техногенного происхождения. Первая такая находка относится к 1956 году: несколько лет соколы занимали гнездо во́ронов на заброшенной конструкции, построенной над шахтой золотоискателей на Аляске. Позднее стали появляться сообщения о единичных находках гнёзд и на других техногенных объектах – на конструкциях нефтепровода, триангуляционных вышках, навигационных знаках на побережье арктических морей. Однако это всегда были либо брошенные объекты, либо те, которые не посещались людьми», - рассказал руководитель экспедиции Александр Соколов.
До недавнего времени считалось, что северная граница гнездования кречета на Ямале проходила примерно у 68-й параллели. Вместе с освоением месторождений углеводородов на Ямале появились техногенные элементы ландшафта: буровые установки, железнодорожные мосты и т.п. Первыми стали использовать для устройства гнезд мостовые переходы самой северной железной дороги в мире – «Обская — Карская» во́роны. Появление гнездовых построек во́ронов и высокая численность куропаток на полуострове Ямал способствовали расширению ареала гнездования кречета на север.
Впервые кладку кречета на действующем железнодорожном мосту обнаружили в мае 2014 года. С 2016 года экспедиции по мониторингу уникальной популяции кречетов стали регулярными. ООО «Газпромтранс» на безвозмездной основе предоставляет группе учёных специальный вагон со всеми удобствами, который останавливается на каждом из 44-х мостов в северной части трассы. Экспедиция состоит из двух выездов. В первый раз на каждом обнаруженном гнезде выставляют автоматические фотокамеры, чтобы выяснить точное время появления птенцов, успех размножения, установить возможный спектр питания и определить некоторые другие черты экологии этого редкого хищника. Второй полевой выезд происходит примерно в середине июля: учёные снимают автоматические фотокамеры и кольцуют птенцов в гнездах.
Таким образом, результаты нескольких лет наблюдений подтверждают стабильное состояние уникальной популяции кречетов, которые гнездятся на мостах железной дороги «Обская – Карская». Учёные утвердились во мнении, что грамотная деятельность сотрудников ООО «Газпромтранс» по обслуживанию мостовых переходов не является значимым беспокойством для кречетов.
Фото – Александр Соколов.
Пресс-служба правительства ЯНАО