Карские экспедиции
Накануне в Салехарде прошли тренировочные сборы волонтеров-исследователей, которые в рамках проекта Карские экспедиции — 2015 отправляются в научно-мемориальный поход на остров Белый. Программа сборов включала комплекс командных игр, позволяющий осознать собственную ценность в коллективе и почувствовать эффективность совместной работы. Тренинг помог участникам экспедиции ближе познакомиться, что сделает их работу более качественной.
Группа исследователей под руководством археолога, кандидата исторических наук Александра Шлюшинского прибудет на остров 18 июля. Всего на Белый отправятся десять человек из Москвы, Екатеринбурга, Крыма, Мурманска и Ямало-Ненецкого автономного округа. Все участники имеют опыт работы в археологических или поисковых отрядах. Кроме того, они обладают дополнительной узкой специализацией, необходимой для решения задач проекта. Среди волонтеров есть археолог, реставратор, криминалист, медик, инженер-механик, видеооператор и журналист.
Экспедиция продлится 30 дней. Первоочередная задача — поиск братской могилы участников советского военно-морского внутреннего арктического конвоя БД-5 времён Великой Отечественной войны. Братская могила на острове Белый — единственное захоронение участников ВОВ, погибших в ходе боевых действий на Ямале. Предположительное место захоронения на территории мыса Рогозина определено на основе архивной информации и визуального наблюдения.
Идею по увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной воны горячо поддержал Дмитрий Кобылкин, который сказал, что весь 2015-й год должен быть наполнен главными идеями: сохранение памяти о Великой Отечественной войне, обеспечение незыблемости исторической истины и продолжение традиций народа-победителя.
«...Наша задача — не просто передать память о тех событиях. Будущие поколения должны знать, что не кто-то другой, а именно наш народ во Второй мировой войне отвоевал у фашизма право на жизнь, — подчеркнул Глава региона. — Сегодня перед нами встают новые вызовы. Мы должны не просто сохранить наше великое наследство, но и преумножить его. Мы должны быть достойны славной памяти наших предков. Сохранить право называться народом-победителем».
Поддержал эту мысль и замгубернатора, директор департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО Александр Мажаров, отметив, что масштаб проекта Карские экспедиции с каждым годом растет и приобретает черты общественного движения.
«Особенно ценны патриотические инициативы, и такие проекты служат тому, чтобы донести до юных поколений правду», — говорит Александр Мажаров.
Не менее важный комплекс задач экспедиции — извлечение из грунта деревянного судна — кунгаса, принадлежавшего одному из кораблей конвоя БД-5. За 70 лет кунгас почти полностью ушел в песок. Его точные размеры неизвестны. Специалисты предполагают, что длина составляет не менее 15 метров. После извлечения из грунта планируется провести его обследование и составить 3D-модель.
Кроме того, в рамках программы Карской экспедиции также предполагается съёмка двух документальных фильмов, один из которых будет посвящён деятельности экспедиции, в том числе на острове Белый. Помимо этого, отснятый уникальный материал по раскопкам кунгаса и поиску братской могилы может войти в другие документальные фильмы ямальских телекомпаний. Масштабные съёмки буду производиться с видеокамер, установленных на земле и на беспилотнике.
Наша справка. Из Северодвинска 8 июля 1944 года вышел конвой «Белое море — Диксон № 5» («БД-5»). На борту большого транспортного парохода «Марина Раскова» находились экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающие в системе Главного управления Северного морского пути. Кроме того, на грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций. Транспорт сопровождали три тральщика. Всего участниками конвоя стали 752 человека.
12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый конвой БД-5 обнаружила и атаковала немецкая субмарина U-365. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла. Но несколько десятков человек успели забраться в деревянную лодку, так называемый кунгас. В позапрошлом году его обломки нашли волонтеры, занимающиеся экологической уборкой на острове Белый. Спасшиеся пассажиры еще несколько дней боролись за свою жизнь. Но суровый арктический климат — промозглый ветер и непереносимый холод — взяли над людьми верх. По данным исследователей, на острове Белый находится братская могила и несколько отдельных захоронений.
События, произошедшие 12 августа 1944 года, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. На острове Белый ямальцы установили малый мемориальный комплекс в память о трагедии и мемориальную звонницу «Колокола памяти». Также мемориальные доски в память о погибших установлены в городах Салехард и Воронеж.
Источник: Алевтина Норенберг