Остров белый
Остров Белый является самой северной территорией ЯНАО. Остров традиционно считался священным местом для коренных жителей полуострова Ямал. На его южной части располагались святилища главных духов – покровителей ненцев, на которых они совершали ритуальные жертвоприношения.
общий вид острова Белый - фото 1940 г
В 2013 году экспедицией ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» на южном берегу острова Белый было обнаружено шесть святилищ: Сэрнго Ирико, Табелова–пага, два святилища Сидя–хаэн–саля, Салялёкабтамбада и одно святилище, о котором до экспедиции не было известно ничего.
Открытие для России и научное изучение острова Белый было напрямую связано с обследованием северного побережья Сибири и становлением Северного Морского Пути из Европы в Азию.
Первая достоверная отечественная карта северной части полуострова Ямал и острова Белый была составлена в 1737 году геодезистом В.М. Селифонтовым, сотрудником западного отряда Великой Северной экспедиции под руководством С.Г. Малыгина. На этой карте впервые появляется название «Карское море», данное авторами в память об их зимовках на реке Каре, и полное контурное изображение полуострова Ямал, об истинных размерах и форме которого до тех пор достоверных данных не имелось.
Первым русским, официально посетившим священный для ненцев остров, был Б.М. Житков (1908 год). Вторым был В.П. Евладов (1928 год). На острове находится деревянный столб с надписью, вырезанной его руками в 1928 году. Согласно упоминанию В.П. Евладова на острове было поставлено несколько мореходных, астрономических и топографических знаков. На берегу в бухте Рогозина еще в 1828 году заложен астрономический пункт Рогозина. На юго-восточном берегу, на мысе Шуберта, в XVIII веке участниками Великой Северной экспедиции был также установлен знак: железный столб. Ряд астрономических пунктов заложен в конце 20-х годов ХХ века работниками УБЕКО Сибири (Сибирского Управления по обеспечению кораблевождения в Северном Ледовитом океане)
В ноябре 1933 года на северо-западной оконечности острова, в 800 метрах от Карского моря, на берегу протоки Рогозина была открыта морская гидрометеорологическая (полярная) станция. Ровно через год был построен маяк «Белый Арктический». Метеорологическая площадка несколько раз переносилась (в 1950-х годах, в сентябре 1966 года, сентябре 1973 года) в связи с разрушением берега протоки. На станции кроме метеорологических и морских прибрежных наблюдений проводились аэрологические наблюдения, а также ракетное зондирование.
В июне 1972 года метеостанции присвоено имя М.В. Попова, занимавшего тогда должность начальника Амдерминского радиометеорологического центра.
Во время Великой Отечественной войны важную роль в снабжении РККА техникой и продовольствием по «ленд-лизу» играл Северный морской путь. Расположенная на острове Белый метеостанция входила в сеть метеостанций Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП) и обеспечивала конвои важной информацией о ледовой обстановке и погоде.
С апреля 1941 и до осени 1944 года метеостанцией на острове Белом руководил Герой Советского Союза А.А. Полянский.
В шестидесяти милях от острова в августе 1944 года немецкая подводная лодка потопила караван БД-5 (пароход «Марина Раскова» с грузом для полярных станций, полярниками и их семьями и два сопровождавших этот корабль минных тральщика). Трагедия унесла 375 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 767 участников конвоя. Через неделю после гибели конвоя шторм выбросил на остров Белый лодку с телами 25 человек, умерших от жажды, голода и холода. Сотрудники метеостанции захоронили погибших людей рядом с лодкой. Время и штормы стёрли следы этой могилы, находившейся недалеко от действовавшей тогда площадки метеостанции.
В 2015 году поисковым отрядом регионального проекта «Карские экспедиции» было обнаружено утраченное захоронение жертв трагедии августа 1944 года. В результате на Ямале появилось первое и единственное воинское захоронение времен Великой Отечественной войны, представляющее собой братскую могилу для 13 участников транспортного конвоя БД-5.
В 2009 году на острове был установлен знак в память о погибших в Арктике в годы Великой Отечественной войны. В 2013 году поставлена православная часовня, на которой в 2014 году установлен мемориальный комплекс «Колокола Памяти». Один из колоколов посвящён погибшим в конвое БД-5. Есть в комплексе и колокола в память о погибших в разное время в Карском море полярниках, моряках и лётчиках.
В процессе разведочных работ по поиску нефти и газа на острове Белом было пробурено три скважины глубиной 2,5 км, однако полезные ископаемые не были обнаружены. Всё, что было завезено для буровых работ: цемент и ряд других материалов, так и осталось вокруг скважин напоминанием о технологиях и природоохранных мероприятиях XX века. Всего геологическими площадками было нарушено около 1 км2 почвенно-растительного слоя. Гнездящиеся возле разведочной скважины птицы свидетельствуют о том, что негативное влияние на окружающую среду сведено к минимуму.
На территории острова во второй половине ХХ века размещалась воинская часть пограничных войск СССР. Целесообразность размещения войск в Арктике для охраны протяжённой пустынной территории была ярко проиллюстрирована во время Великой Отечественной войны. Номер воинской части, численность и ряд других вопросов пока не подлежат разглашению.
В 1990-х годах военный контингент был передислоцирован, а здания, техника и оборудование брошены. С тех пор воинская часть разрушалась, громилась и разворовывалась редкими посетителями острова. В ходе визита в Салехард министра обороны РФ Сергея Шойгу в 2013 году было получено разрешение на очистку территории бывшей воинской части.
На острове Белый на протяжении почти всего ХХ века жизнь буквально кипела. В лучшие годы на метеостанции работало несколько десятков человек, запуская ракеты и метеозонды. Воинская часть охраняла северные рубежи нашей Родины. На острове даже какое-то время существовала школа, в которой обучалось несколько детей.
Для обеспечения жизни, работы и службы требовалось много электричества, которое вырабатывалось генераторами, требовавшими большое количество дизельного топлива, охлаждающей жидкости и моторного масла. Кроме этого завозились строительные материалы, запасные части и многое другое для создания более-менее комфортных и безопасных условий для людей. Всё это завозилось на территорию острова на протяжении почти 80 лет и ни разу не вывозилось обратно из-за очень высоких транспортных расходов.
В 2012 -2016 годах группами волонтеров при поддержке правительства ЯНАО были произведены работы по экологической очистке территории острова.
Источник: НП "Центр освоения Арктики"