Экспедиция Русского географического общества (РГО) проходила по территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. В ней участвовали специалисты Русского географического общества, Экспедиционного центра Минобороны России, Российского университета транспорта, Сибирского экспедиционного центра (Красноярский край).
Экспедиция, основной этап которой состоится в августе-октябре 2019 года, направлена на изучение истории создания и возможности перспективного развития арктических транспортных коридоров. Участники провели исследование маршрута железнодорожной трассы, строительство которой велось в середине прошлого века по территории Ямала и Красноярского края.
В конце 40-ых годов ХХ столетия советским правительством был принят ряд решений о строительстве железной дороги восточнее Воркуты до Игарки и далее до Норильска. Проект получил название «Строительство 501» и «Строительство 503». Создание транспортного коридора должно было послужить освоению северных территорий России, богатых полезными ископаемыми. В новейшее время часть магистрали, которая пройдёт по территории Ямало-Ненецкого автономного округа, получила своё развитие под названием «Северный широтный ход».
Основной этап экспедиции Русского географического общества планируется по маршруту восточнее конечной точки Северного широтного хода – станции Коротчаево. Участники исследуют поймы рек Пур, Таз и Енисей, пройдут через населённые пункты по пути трассы – Красноселькуп, Туруханск и Игарка. Обследуют ранее существовавшие и недостроенные участки железнодорожного полотна, изучат варианты продолжения железнодорожной трассы до Норильска. Проект поддержан правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, правительством Красноярского края и ПАО «Газпром».
В апреле 2019 года завершился первый (рекогносцировочный) этап: участники определили и нанесли на электронную карту характерные точки, барьерные места и возможные переходы через естественные препятствия по маршруту движения экспедиции. Протяжённость маршрута туда и обратно составила 2,5 тысячи километров. Были задействованы два гусеничных вездехода Экспедиционного центра Минобороны и экспедиционная техника Российского Центра освоения Арктики: два гусеничных вездехода «Бобр», трэкол, два прицепа и снегоходы.
«Экспедиция прошла по маршруту легендарной 503-й стройки, - комментирует директор Российского Центра освоения Арктики Андрей Умников. – Проведена разведка местности, зафиксированы участки и брошенные объекты недостроенной дороги».
Выполнена и научная часть работ. Вместе с представителем Научного центра изучения Арктики специалисты РосЦентра отобрали пробы снежного покрова и воздуха для изучения состава атмосферных аэрозолей в арктическом регионе. Данные исследования поддержаны грантом РФФИ и необходимы для оценки влияния антропогенного фактора на качество атмосферного воздуха в арктическом регионе.
Пресс-служба правительства ЯНАО