Экология
С 25 по 27 августа обучающиеся Гимназии города Лабытнанги приняли участие в научно-исследовательской экспедиции на территорию природного парка «Полярно-Уральский» (участок «Полярно-Уральский», северо-западная часть Приуральского района ЯНАО), который обеспечивает долгосрочное сохранение уникальных и типичных комплексов горной, лесотундровой биоты и водно-болотных угодий на Ямале.
Экспедиция проходила в рамках регионального инновационного проекта «Детская Арктическая экошкола» (приказ департамента образования ЯНАО от 14 марта 2017 года № 314 «Об итогах конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования ЯНАО»), при содействии Департамента по науке и инновациям ЯНАО и при организационной и ресурсной поддержке НП «Российский Центр освоения Арктики». Научный руководитель экспедиции – В.Г. Штро, к.б.н, директор филиала Арктического экологического научно-исследовательского стационара ИЭРиЖ УрО РАН. Методическое сопровождение – Управление образования города Лабытнанги.
Три дня гимназисты (5-9 классы) жили на левом берегу реки Енгаю, на стационаре лаборатории дендрохронологии ИЭРиЖ УрО РАН, где исследовали природные объекты (под рук. О.В.Дзюбы, учителя биологии), а также знакомились с основами выживания в экстремальных природных условиях (под рук. Ю.Н. Катайцева-Кокорина, учителя физкультуры). Место для экспедиции было выбрано удачно: данный стационар заложен екатеринбургскими учеными для изучения современной экспансии древесной растительности в горную тундру Полярного Урала, в т.ч. основных климатических и эколого-гидрологических факторов, а также реакции притундровых редколесий на изменения климата.
Виктор Георгиевич Штро продемонстрировал гимназистам разнообразие научных методик изучения животных, насекомых и рыб Ямала. Рассказал, сколько здесь обитает видов животных и рыб, показал эндемичные растения. Познакомил с уникальной природой родного края более углубленно, нежели на уроках в школе. При чем все это было наглядно, и гимназисты смогли «потрогать» все биообъекты руками.
Конечно же, некоторые экспедиционные трудности были, но, в основном, из-за непредсказуемости погоды.
Региональный инновационный проект «Детская Арктическая экошкола» разработан в рамках Концепции развития естественнонаучного образования в муниципальной системе образования г. Лабытнанги и успешно реализуется на базе МАОУ Гимназия города Лабытнанги. Для гимназистов – это уникальная возможность познакомиться с законами природы, проявить себя в нестандартных ситуациях, посмотреть, могут ли они выжить в лесотундре. Создание сезонной экологической школы «Детская Арктическая экошкола» как инновационной модели организации детского образовательного экотуризма методом погружения в природу с разработкой теоретической базы по экологическому и туристическому направлениям – это оптимальный путь решения проблемы экологического воспитания обучающихся.
В перспективе результаты экспедиции будут обсуждаться на ежегодной научно-практической конференции учителей биологии, химии, географии и физики города Лабытнанги (в рамках Концепции развития естественнонаучного образования) при участии ученых из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Проект планируется пролонгировать.