Экспедиция проходила в рамках НИР «Комплексный экологический мониторинг исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа», научного проекта СПбГУ «Урбанизированные экосистемы Арктического пояса Российской Федерации: динамика, состояние и устойчивое развитие» (Pure СПбГУ ID: 11752931), научного проекта РФФИ-ЯНАО 18-44-890003«Уровни полихимического загрязнения почвенного покрова урбанизированных экосистем Ямало-Ненецкого автономного округа», и муниципальной инновационной площадки «Детская Арктическая экошкола»(Гимназия г. Лабытнанги).
На этностойбище «Земля надежды» находится полукочевая школа, уникальность которой в организации образовательного процесса, подборе содержания и условий реализации образовательной программы на авторских идеях известной ненецкой писательницы, члена Союза писателей СССР, лауреата премии им. Н.М. Чукмалдина, почетного жителя Ямало-Ненецкого автономного округа Анны Павловны Неркаги.
Ненецкая писательница создала и возглавляет этнографическую «школу жизни в тундре», в которой живут и учатся дети-сироты, нашедшие тут свою семью, и дети оленеводов из ближайших стойбищ. По мнению Анны Неркаги, главное для ребенка – сочетать обучение в школе со свойственным для детей тундры ежедневным трудом: выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме. Эта базовая идея этнопедагогики гармонично дополняется воспитательным компонентом – активной ориентацией ребенка на познание самого себя, природы родного края, что необходимо для будущего самоопределения.
Кроме тесного знакомства с традиционным укладом жизни кочевого населения, лабытнангские школьники смогли обучиться основам экологического мониторинга природных объектов под руководством научных сотрудников сектора геолого-географических исследований ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» (Моргун Е.Н., к.б.н., н.с. и Локтева Р.И., м.н.с.), , получили сведения о ландшафтах, почвах, фауне и флоре Горнохадатинского участка Полярно-Уральского природного парка, который обеспечивает долгосрочное сохранение уникальных и типичных комплексов горной, тундровой, лесотундровой биоты и водно-болотных угодий на Ямале.
В ходе реализации образовательного проекта педагоги Гимназии г. Лабытнанги и МОУ Школа Анны Неркаги обменялись опытом, получили методическое сопровождение разработок уроков и полевых занятий, а также оперативную диагностику выявленных проблем под руководством методиста отдела развития общего образования и организационно-методической работы МКУ «КЦ по ОМСО» г. Лабытнанги (Салдина З.П.).
Четыре дня гимназисты жили на этностойбище «Земля надежды», где исследовали природные объекты (под рук. О.В.Дзюбы, учителя биологии, Прокофьевой А.Ю.,учителя географии), а также познакомились с основами выживания в экстремальных природных условиях (под рук. А.Н. Абакутина, учителя физкультуры). Место для экспедиции выбрано удачно: этностойбище «Земля надежды» является базовым научным стационаром для реализации комплексного научного экологического мониторинга в ЯНАО.